Происхождении масонства

Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех  странах  европейской культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению  Лондонского клуба начала XVIII века.     Слово free-mason (свободный каменщик) перешло из английского  в  другие европейские языки  уже  после  того,  как  оно  потеряло  и  в  Англии  свой первоначальный смысл.     До   последней   четверти   прошлого    века    термин    “франк-масон”противополагали обыкновенно краткому термину “масон”,  как  обозначающий  некаменщиков-рабочих (или оперативных  масонов,  как  говорили  в  Англии),  акаменщиков-мыслителей (спекулиятивных масонов), по  имени  только  связавшихсебя с соответствующим ремесленным  цехом.  В  частности  в  них  видели  то”рыцарей Храма”, скрывавшихся под маской  франк-масонов  после  разгрома  их ордена Филиппом  Красивым,  то  группу  ученых  и  философов,  вступивших  в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного  к  ним  правительства свои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с  документами  показало,однако, всю ошибочность этих предположений.     Предками  современных  франк-масонов,  носившими  это  же   имя,   были несомненно настоящие каменщики, и добавление к  названию  их  ремесла  слова”свободный” (free, frank) имело первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово free-mason встречается в английских документах начиная с последней четверти  XVI  века,  по  наиболее  вероятной  гипотезе,выдвинутой в 1887 году одним английским архитектором.     Это были известные  в  Англии  в  эпоху  готического  стиля  sculptoreslapidum liberorum (первое упоминание –  в  документе  начала  XIII  века)  -“каменотесы свободных камней”. “Свободными камнями (Free-stones)  в  отличие от обыкновенных (rough-stones) назывались в  Англии  более  мягкие  каменные породы, вроде  мрамора  и  известняка,  употреблявшиеся  для  более  тонкой,барельефной работы. Путем сокращения длинного термина и произошло,  по  этой гипотезе, английское слово free-mason.     В эпоху готического стиля франк-масонами называлась, во всяком  случае,более  искусная  категория  квалифицированных,  как   сказали   бы   теперь,строительных рабочих. Позднее, с упадком готического  стиля,  различие  двух категорий каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезло представление и о  точном  смысле  обоих  терминов:  уже  в  XIV  веке  цехи каменщиков называются безразлично то просто масонскими, то франк-масонскими.     Но  воспоминание  о  большей  почетности   данного   термина   все   же сохранилось: когда старинные братства каменщиков выделились в  отдельную  от цеха организацию, получившую известную  популярность  среди  высших  классов общества  (XVII  век),  она  удержала  за  собой   название   франк-масонов,представив цеховой организации  называться  просто  масонами  (companies  ofmason);   длинное   название   принял   и   современный   масонский   орден, организованный в начале XVIII века по типу старинных ремесленных братств.  Связь,  которая  соединяет  современный  масонский  орден  со   старыми братствами, носит, в сущности, внешний характер, сводясь  лишь  к  известной преемственности ритуала и терминологии. История старого  масонства  является не столько главой из истории Ордена, сколько введением к ней.     К   тому   “доисторическому   периоду”   можно   отнести   и    идейных предшественников позднейших масонов-алхимиков и утопистов  XVII  века  с  их проектами всемирных  союзов  и  планами  преобразования  человечества:  если старые организации  каменщиков  были  номинальными  предками  масонства,  то истинными,  духовными,  предками   его   были   именно   эти   представители дореволюционной европейской интеллигенции.     Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIIIстолетия – эпоху возникновения так называемых “великих лож”.     История старых организаций каменщиков тесно связана  с  общей  историей ремесленников гильдий и братств.     Появление первых ремесленных гильдий  (crafts,  mysteries,  compagnies, guilds) относится в Англии к началу XII века, но документальные указания  на гильдии каменщиков встречаются не ранее конца XIV века.  Лондонские  гильдии делились в это время по своей значительности на три разряда: первый  посылал в городской совет по 6 представителей каждой гильдии, второй и третий  –  по четыре и по два; каменщики (free-masons) принадлежали ко второму разряду.  В 1411  году  произошла  “инкорпорация”   (включение   в   число   официальных учреждений) их Лондонского цеха, а в 1472 году он получил свой герб.     В XV веке цехи уже господствовали в английских городах: старые торговые гильдии отодвинулись на задний план.     Древнейшие из дошедших до нас документов, рисующие положение английских строительных рабочих, относятся к середине XIV века и  началу  XV  столетия.Это уставы артели, работавшей при церкви св. Петра в Йорке, составленные для нее в 1352, 1370 и 1409 году руководившим ее работами  церковным  капитулом.Из уставов видно, что работы артели производились в  крытом  помещении,  так называемой ложе (lodge), служившей  для  холостых  рабочих  и  спальней;  за порядком  работы  и  за  поведением  каменщиков  следили  старший  мастер  и надзиратели, высший же надзор оставался в  руках  представителя  капитула  -супервизора; вступая  в  артель,  рабочие  приносили  присягу  “над  книгой”(очевидно уставом),  обязуясь  подчиняться  во  всем  капитулу  и  соблюдать изданный им устав. В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели,но и саму артель.     Масонские ложи  –  братства  –  лишь  постепенно  выделились  из  цехов(crafts) в качестве особого организма. Еще во 2-й половине XV века оба  типа организации, по-видимому, совпадали, и Лондонский цех масонов так, например,и назывался в  современных  документах  “Святой  Цех  и  Братство  масонов”.Позднее между ними проходит уже заметная грань: цехи ведут чисто ремесленные дела, братство, более сплоченная  и  дружная  часть  цеха,  хранит  традиции морального общения и взаимопомощи; члены цеха могут уже и  не  быть  членами братства, а с другой стороны для поступления в братство  не  требуется  быть непременно цеховым рабочим; принеся в ложе присягу  и  сделав  вступительный взнос, можно получить звание “каменщика” (франк-масона), никогда не  брав  в руки рабочей кирки.     Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннего цеху лица относится к Эдинбургской ложе: 3 июня 1600  года  на  собрании  ее присутствовал,  как  значится  в   протоколе,   Сэр   Джон   Бозуэль,   лорд Очинлекский. Присутствие знати в шотландских ложах  становится  с  тех  пор заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых  в  ту  или  иную ложу, обычно прямо в звании цехового мастера, попадаются в  документах  XVIIвека на каждом шагу. Правда, еще в конце столетия  в  Шотландии  встречались ложи, состоящие сплошь из ремесленников (например, ложа в Глазго), но  рядом с ними были ложи вроде Абердинской, где в 1670 году из 49  членов  всего  12 были профессиональными каменщиками, а остальные  были  –  дворяне,  пасторы, коммерсанты и представители интеллигентных профессий.  Кроме знати, к каменщикам примыкали в отдельных  случаях  представители интеллигенции  и  ученого   мира,   привлекаемые   фантастической   историей масонства, возбуждавшей их научную любознательность. По описанию Плота, для  приема  в  общества  новых  членов  требовалось собрание, по крайней мере 5 или 6 франк-масонов. “Эти собрания,  –  замечает Плот,  –  называются  в  некоторых  местах  ложами”.  Вступительные   обряды заключались и здесь в сообщении тайных знаков,  “посредством  которых  члены общества узнают друг друга, где бы  они  ни  находились”,  и  сопровождались банкетами по установленному ритуалу. Новички, как  и  в  Шотландии,  в  день приема дарили “братьям” перчатки, а взаимные обязанности членов  заключались в помощи на случай старости, безработицы и болезни. Подобно  старинным  братствам,  франк-масонские  общества   XVII   века поддерживали  между  собой  живую  связь  и  составляли  фактически   единую организацию: принятый в 1б4б году в Иоррингтонскую ложу  археолог  Ашмоль  в 1682  году  безо  всяких  добавочных  церемоний  допускается  на   заседание Лондонской ложи и даже  председательствует  на  нем  в  качестве  старейшего масона.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*