Убийственные звуки моря

Об этих кораблях слагают легенды. Даже мой друг Максимыч, за полвека обошедший на сухогрузе весь мир, угрюмо морщится и хватается за стакан водки при упоминании о судах-призраках. Полностью исправные корабли, груженые припасами, работающими механизмами и… с мертвым экипажем, а то и вовсе без единого человека на борту иногда пересекают курс встречных судов, пугая людей до колик, до спазмов, до сумасшествия. Мертвые корабли. Откуда они и что заставляет их экипажи бросаться за борт, предпочтя лютую смерть в волнах уюту корабельной каюты? Я не раз пытался выспросить Максимыча об этих современных «Летучих голландцах», но этот могучий и все повидавший человек, способный голыми руками порвать на части акулу, лишь жмурил огромные плечи и односложно говорил: «Не встречались». И добавлял, зябко передернув кистями: «Бывало, мелькнет вдали корпус, обычный вроде, да дрожь такая пробирает, что хоть голову подушкой накрывай. А то и вовсе…» И замолкал, вспоминая нечто настолько недоброе, что глаза затягивались стылой пленкой. Один раз только выдавил: «Помнится, когда жуть такая накатывала, качало всегда сильно. Многие на это все страхи свои и списывали. А мне… Я к болтанке привычный, не проймешь. А все равно поджилки трясутся, только чего думать — не знаю… И пил потом. Много. Очень много». А в моей душе при виде этого побратавшегося с самим морским дьяволом моряком, от тоски смертной глушащего стакан за стаканом, вспоминались трагедии, свидетели которых давно уж истлели среди донного мусора. Распространяющее вокруг себя странное сияние судно «Октавиус», обнаруженное в 1775 году китобоями с «Геральда». Навечно застывший над вахтенным журналом капитан, покрытые инеем трупы матросов в трюме и вцепившийся в штурвал десятилетний мальчик, мертво улыбавшийся китобоям. Шхуна «Морская птица» возле города Ньюпорт, в 1850 году встретившая спасателей кипящим на плите чайником, накрытым к завтраку столом, еще витающим в воздухе запахом дорогого табака и… полным отсутствием команды. Бриг «Марлборо», на котором моряки с корабля «Джонсон» в 1890 году нашли стоявшую по судовому расписанию вахту, шкипера у штурвала, отдыхающих членов экипажа в кубрике и капитана в своей каюте. Проблема была лишь в том, что все они были… мертвы, а одежда истлела до состояния лохмотьев. Горе-спасатели в ужасе бежали с судна, и еще 23 (!) года страшный бриг мотался по морям, пока не сгинул где-то в Атлантике. Припомнилась и знаменитая бригантина «Амазон», больше известная как «Мария Селеста», в кладовых которой был найден нетронутый запас провианта на полгода. Совершенно непонятно, почему экипаж бросил судно, не взяв с собой провизии и воды, если «Мария Селеста» не только не тонула, но шла под всеми парусами? Думаете, все это дела давно минувших дней? Как бы не так! В 2003 году корабль «Хай Эм 6» обнаружили дрейфующим без экипажа в австралийских водах. Спустя три года танкер «Ян Сенг» был найден пустым недалеко от берега Уэйпа. В том же 2006 году судно «Бел Амика» с остатками пищи на обеденном столе и расстеленной картой появилась неподалеку от берега Сардинии. А еще через год поднявшиеся на 12-метровый катамаран «Каз II» спасатели с удивлением увидели работающий двигатель, портативный компьютер, радио, GPS, накрытый стол — и полное отсутствие 3 членов экипажа. Причем все три спасательных жилета и прочее спасательное оборудование были на месте. От этих мыслей мурашки побежали по коже, и я подумал — а что могли испытывать моряки на палубе посреди открытого моря перед прыжком в бездну? И позвонил в питерский Институт физиологии человека имени И.П. Павлова, в лабораторию физиологии слуха. «Что может заставить человека без всякой явной причины прыгнуть с палубы в открытое море? — переспросил меня ведущий научный сотрудник лаборатории Николай Иванович Никитин. — Страх! Не секрет, что движение воды, в частности, волны, генерируют инфразвук, не воспринимаемый человеческим слухом. Если обойтись без научных терминов, то мы чувствуем колебания воздуха, не слыша их, зато ощущая телом. То есть костным скелетом, мышечными тканями, внутренними органами и, естественно, мозгом. А ведь это и вестибулярный аппарат, и другие проявления высшей нервной деятельности человека. И если частота колебаний инфразвука синхронизируется с излучениями мозга, то возможны любые реакции, к примеру, бессознательная паника, желание покинуть определенное место и тому подобное. Причем человек не будет отдавать отчета в своих поступках. Да, в конце концов, инфразвук может привести к смерти! Страх ведь убивает, знаете ли! И мучительно. Человек перед смертью может переживать жуткие видения и галлюцинации, и в результате мозг не выдерживает давления. Этим можно объяснить и гримасы ужасы на лицах трупов, и странное поведение людей. Как ни банально звучит, но моряков могло убить само море!» После объяснений ученого я вспомнил трясущиеся руки Максимыча, не боявшегося ни бога, ни черта, и решил: лучше уж верить в неведомых чудовищ, которые еще то ли придут, то ли нет, чем выходить в штормовую погоду на прогулку на обычном речном кораблике, любоваться с палубы бегущей за кормой волной и бояться, что, возможно, сейчас ты заглядываешь в глаза собственной смерти.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*