Идеология немецко-австрийского вальденства в XIV в

В двух рукописях библиотеки Пражского капитула находится перечень 20 «заблуждений» вальденсов. Автор его — пражский магистр Якоб из Петрикау, который составил этот перечень в 1395 г.  Список впервые издал Р. Холинка в 1929 г.; ныне издание малодоступно. Речь идет о рукописях Д 51. fol. 133-133 v и K9, fol. 89 v. Обе — на бумаге, написаны черными чернилами. Размеры обеих — 15х22 см. Разночтения в тексте незначительны.

ISTI SUNT ERRORES VALDENSIUM ET ILLI, QUI DICUNTUR MONTONELLI

1. dicunt enim, quod ecclesia Romana non sit ecclesia Dei, sed congregatio malorum;

2. quod dominus papa non possit solvere peccata nec ligare nec remissiones facere;

3. quod omnia officia ecclesiastica et cantica psalmorum et aliorum cantum non sunt secundum Deum nec homo debeat venire ad ecclesiam;

4. quod tantum tres sunt ordines ecclesiastici ut presbyteratus, episcopatus et dyaconatus; alii nichil sunt nisi traditores hominum;

5. quod crucifixe et ymagines non debent venerari quia peccatum sit, nec coram altaribus et ymaginibus candelas ponere ant oblaciones offerre;

6. quod mali sacerdotes non possint conficere eucharistiam;

7. quod homo non debeat confiteri peccata sua peccatorihus sed solum iustis;

8. quod anime sunt extraducere a corporibus;

9. quod pueri malorum parentum sive baptizati sive non baptizati dampnati sunt propter peccata parentum et salvati propter bona opera parentum sive baptizati sive non baptizati sunt;

10. quod dicunt de purgatorio nichil esse;

11. quod nullus sit morte plectendus pro aliquo comissio vel maleficio;

12. quod juramentum in nullo casu sit faciendum;

13. quod dicta sanctorum doctorum non sint credenda nisi ad libitum cuiusciimque;

14. quod dampnant decreta sanctorum patrum dicentes, quod sint traditores hominum;

15. quod ecclesia Dei defeat a tempore Silvestri papae videlicet Imperium terrenium, quod accepit a Constantino imperatore;

16. quod Enoch et Elias et Antichristus nоn veniunt personaliter sed figuraliter;

17. quod quilibet iustus sive ordinatus sive non ordinatus possit confitere eucharistiam;

18. quod elemosine et sacrificia et beneficia non proficunt defunctis;

19. quod uxor possit discedere a viro ipso in vite et e converso;

20. quod nullus possit salvare in aliquo statu nес in ordine nec in saeculu nisi tuit in secta eorum.

Более полный, не все еще неопубликованный перечень главных «заблуждений» вальденсов позднего средневековья дает неоднократно упоминавшийся мною Зейфрид, который в 1368 г. составил Refutatio против «лионских бедняков». Речь идет о рукописи Е76, fol. 10 библиотеки Пражского капитула.

…clavibus contradicitis, sanctorum doctorum scripta refutatis, peregrinaciones prohibetis, sanctorum veneraciones subpeditatis, purgatorium negatis, indulgencias patrum cassatis, oraciones pro defunctis exaratis, ordines in ecclesia abducatis, psalmodyam et cantus ecclesiasticos mutilatis, ecclesiarum rectores spoliatis et eorum eis subditos derogatis, predicaciones in ecclesia blasphematis et quam pluribus scandalis ipsam matrem ecclesiam suffocatis.

Эти представления сохранялись в Чехии и во времена гуситов и усилились благодаря деятельности таких людей, как Николай Дрезденский.

25.I.1417 г. канцлер Пражского университета Йесеник перечислил и осудил 9 тезисов вальденского учения:

Conclusiones Jesenic, quas posuit sub a 1417 in die conv. S. Pauli in lectorio ordinariarum.

1. quia purgatorium est;

2. quia suffragia existentibus in purgatorio prosunt;

3. quia debent ymagines adorari, coli, venerari:

4. quia papa potest adorari et eciam coram ipso frecti nec talia facientes sunt ydolatre;

5. quia conciliis est credendum;

6. quia consuetudinibus ecclesiarum non est contradicendum;

7. osculantes ymagines non sunt ydolatre:

8. quia eciam ymagines debent decorari propter augendam devocionem, quia plus afficitur ad ymagines pulcras quam deformes;

9. quia propter abusum hominum nullo modo debent destrui ymagines.

Перевод с немецкого В. M. Володарского.


Перевод

ЭТО – ЗАБЛУЖДЕНИЯ ВАЛЬДЕНСОВ И ТЕХ, КОТОРЫЕ ЗОВУТСЯ МОНТОНЕЛЛИ.

1. ибо они говорят, что римская церковь не является церковью Божьей, но есть собрание злодеев.

2. что господин папа не может ни прощать грехи, ни вязать, ни давать отпущения.

3. что все церковные службы, чтение псалмов и других песнопений не согласно с Богом, и человеку не нужно приходить в церковь;

4. что есть только три церковных чина, как то: священство, епископат и дьяконат; прочие – есть ни что иное, как предатели людей;

5. что распятие и иконы не следует почитать, ибо это грех, и не нужно ставить перед алтарями и иконами свечи и совершать жертвоприношения;

6. что дурные священники не могут совершать евхаристию;

7. что человек не должен исповедоваться в своих грехах грешникам, но только праведникам;

8. что душам свойственно выходить за пределы тел;

9. что дети преступных родителей и крещёные, и некрещёные будут осуждены за грехи родителей, и спасутся благодаря добрым делам родителей и крещёные, и некрещёные.

10. что они говорят, будто чистилища не существует;

11. что никто не должен быть наказан смертью за какое-либо преступление или злодеяние;

12. что клясться не следует ни в коем случае;

13. что слова святых наставников не должны пользоваться верой, разве что по чьему-либо усмотрению;

14. что они осуждают декреты святых отцов, говоря, что те – предатели людей;

15. что церковь Божья отсутствует со времени папы Сильвестра, а именно, потому что получила от императора Константина царство земное;

16. что Енох, Илия и Антихрист придут не лично, но образно;

17. что любой праведник и рукоположенный, и не рукоположенный, может совершать евхаристию;

18. что милостыня, священнодействия и благие дела не помогают умершим;

19. что жена может уйти от своего мужа при жизни, и наоборот;

20. что никто не может спастись ни в каком звании, ни в духовном сане, ни в светском, если он не был в их секте.

 

Более полный, но всё ещё неопубликованный перечень главных «заблуждений» вальденсов позднего средневековья даёт неоднократно упоминавшийся мною Зейфрид, который в 1368 г. составил «Опровержение» против «лионских бедняков». Речь идёт о рукописи Е76, л. 10 библиотеки Пражского капитула.

«… вы противитесь церковной власти, опровергаете писания святых наставников, не признаёте паломничеств, отвергаете почитание святых, отрицаете чистилище, признаёте не имеющими силы индульгенции отцов, отвергаете молитвы за умерших, устраняете церковную иерархию, искажаете чтение псалмов и церковные песнопения, грабите церковных правителей и унижаете подчинённых им людей, поносите проповеди в церквях и многочисленными соблазнами душите святую мать церковь».

Эти представления сохранялись в Чехии и во времена гуситов и усилились благодаря деятельности таких людей, как Николай Дрезденский.

25.01. 1417 г. канцлер Пражского университета Йесеник перечислил и осудил 9 тезисов вальденского учения:

Заключения Йесеника, которые он сделал в 1417 году в день обращения святого Павла на ординарной кафедре.

1. что чистилище существует;

2. что заступнические молитвы помогают находящимся в чистилище;

3. что иконы следует почитать, уважать и поклоняться им;

4. что папу следует почитать, и те, которые склонились перед ним, но не делают подобного, суть идолопоклонники;

5. что соборам следует верить;

6. что не следует противиться церковным обычаям;

7. те, которые почитают иконы, – не идолопоклонники;

8. что иконы следует также украшать ради умножения благоговения, ибо иконы красивые впечатляют больше, чем некрасивые;

9. что из-за злоупотреблений людей ни в коем случае не следует отвергать иконы.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*