Описание Эллады

Павсаний.

Описание Эллады. Книга I, XLII. 2. Книга V. VII. 3, XXI. 5–7. Книга X, XXXII. 9–10.

Книга I

(О колоссе Мемнона)

XLII. 2. …Гораздо больше удивлялся я египетскому колоссу: в египетских Фивах, по ту сторону Нила, по направлению к так называемым Сирингам (Свирелям) стоит статуя в виде сидящей фигуры, издающая звук; народ называет ее статуей Мемнона; говорят, что он двинулся из Эфиопии в Египет и дошел даже до Суз. Но фванцы говорят, что это не Мемнон, а один из их соплеменников, Фаменоф, и что это его изображение; слыхал я также от некоторых рассказы, что это Сезострис; эту статую велел разбить Камбиз. И еще сейчас часть тела от головы до середины тулвища лежит разбитой, остальная же часть остается сидящей и каждый день при восходе солнца издает громкий звук, и это эхо больше всего похоже на звук кифары или лиры, если ударить по ее струне.

Книга V

(О течении Нила)

VII. 3. Те из эллинов или египтян, которые через Сиену поднимались до города эфиопов Мерои, рассказывают, что Нил входит в какое-то озеро, протекает через него, как по руслу на суше, затем течет по нижней Эфиопии и по Египту до Фароса и здесь, наконец, впадает в море.

(О египтянах, принимавших участие в Олимпиадах)

XXI. 5. …Я нашел, что этому рассказу противоречат элейские списки олимпийских победителей; по этим спискам в 178-ю олимпиаду победил в один день и в панкратии и в борьбе Стратон из Александрии. Основатель этой Александрии, лежащей у Канопского устья Нила, был Александр, сын Филиппа; говорят, что и раньше еще был там небольшой египетский городок по имени Ракотида. …Элейцы накладывали денежные штрафы; между прочим, в 218-ю олимпиаду на кулачного бойца из Александрии; имя этому оштрафованному было Аполлоний, а прозвище — Рантес: у египтян, по-видимому, является местным обычаем давать прозвища. Это был первый из египтян, кого элейцы осудили за неправильный образ действия. Он был признан виновным не в том, что дал взятку или получил ее, но в другом проступке и нарушении правил состязания. Он прибыл не в назначенный срок, и элейцы, на основании своего закона, не внесли его в списки состязаний, а его оправдание, будто в Кикладских островах он был задержан встречными ветрами, было уличено как обманное Гераклидом, тоже родом из Александрии, который показал, что Аполлоний опоздал потому, что останавливался, зарабатывая деньги на состязаниях в Ионии. Таким образом, элейцы отстранили от состязаний как Аполлония, так и других кулачных бойцов, которые не прибыли к назначенному сроку, и отдали венок победы Гераклиду без состязания, “без пыли”. Тогда Аполлоний надел <на руки> ремни как бы для боя и, напав на Гераклида, стал его колотить, хотя на нем был уже надет масличный венок и он был уже под защитой гелланодиков1. Это легкомыслие ему стоило дорого.
6. …В 226-ю олимпиаду двое кулачных бойцов, когда они уже бились за <окончательную> победу, были уличены в том, что они заключили между собой <секретный> договор о денежной уплате. За это они были подвергнуты наказанию… Имена этих кулачных бойцов были Дидас — <это тот, что взял взятку>, а тот, кто из них давал деньги,— Сарапаммон; оба они были из одного и того же, недавно образованного египетского нома, названного Арсиноитой.
7. …Говорят, что панкратист из Александрии — имя ему было Сарапион — в 201-ю олимпиаду настолько испугался своих соперников, что за день до объявления о начале панкратия собирался обратиться в бегство. Это был единственный человек из всех, не говоря уже, что он был единственный из египтян, о ком сохранилась память, что он был оштрафован за трусость.

Книга X

(О египетских святилищах)

XXXII. 9. …Те, которые (должны) совершить жертвы всесожжения… должны обвязать свои жертвы льняными или виссонными повязками; этот вид снаряжения жертв существует у египтян. Всех тех животных, которые предназначены в жертву, ведут в торжественной процессии; одни из них вводят жертвенных животных в святилище, другие же перед храмом сжигают палатки и стремительно уходят сами. Говорят, что однажды один из тех людей, которые не имели право входить в святилище, непосвященный, когда костер начал гореть, решился из-за любопытства и нахальства войти в святилище. И ему показалось, что все это место наполнено привидениями. Когда он вернулся и рассказал все, что видел, он испустил дух.
10. Подобную же историю я слыхал и от одного финикийца, что египтяне справляют праздник в честь Исиды, когда, по их словам, она оплакивает Озириса; тогда и Нил начинает у них выходить из берегов, и многие из местных жителей говорят, что то, что заставляет подниматься воды реки и заливает пашни,— это и есть слезы Исиды. Так вот, в один из этих праздников римлянин, который управлял Египтом, подкупив, говорят, деньгами какого-то человека, послал его в тайное святилище Исиды в Копте. Посланный вернулся из святилища, но как только он рассказал то, что он там видел, и он также, как мне это рассказывали, тотчас же умер. Правильны поэтому слова Гомера2, что для рода смертных людей нет никакого счастья воочию увидеть бессмертных богов.

Павсаний
Описание Эллады (Кн. I, XLII. 2; Кн. V, VII. 3; XXI. 5–7; Кн. X, XXXII. 9–10).
О колоссе Мемнона.
О течении Нила.
О египтянах, принимавших участие в Олимпиадах.
О египетских святилищах.
Текст приводится по изданию: Павсаний. Описание Эллады (пер. С. П. Кондратьева). М., 2002. Т. I. С. 103, 345, 377–380. Т. II. С. 311–312.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*