Священные Фемы

Судебные  тайные  общества  возникли  в  период  насилия  и  анархии  в германской империи после изгнания  Генриха  Льва,  в  середине  тринадцатого столетия. Самым важным из этих обществ было  тайное  судилище  в  Вестфалии, известное под названием VehnvGerichte, или священного судилища. Власть императора потеряла все свое влияние в стране, императорский суд уже не заседал, могущество  и  насилие  заняли  место  права  и  правосудия,феодальные владетели притесняли  народ,  кто  смел,  тот  и  мог.  Захватить виновного, кто бы он ни был,  наказать,  прежде  чем  он  узнает  об  ударе,угрожавшем ему, и таким образом карать преступление – вот какова  была  цель вестфальских судей. Таким образом,  существование  этого  тайного  общества, орудия  общественного  мнения,  оправдывается  вполне,  и  уважение  народа,которым оно пользовалось и на котором основывалась  его  власть,  становится понятным.     Вестфалия  в  этот  период  включала  земли  между  Рейном  и  Везером, Гессенские горы составляли ее южную границу, а Фрисландия северную. Vehm или Fehm, по толкованию Лейбница, происходит от fama, так как закон основывается на молве. Но Fem старинное немецкое слово,  означающее  осуждение,  которое,может быть, и есть корень слова Vehm. Эти  суды  назывались  также  “вольные суды”, “тайные суды”, “вольные решения”, и “запрещенные суды”. Никакое  звание  не  лишало  человека  права  быть  посвященным, и в фемическом кодексе, найденном в Дортмунде и чтение которого  было  запрещено непосвященным под страхом смертной казни, упомянуто о трех  степенях.  Члены первой степени назывались “главные судьи”, второй  –  “заседатели”,  третьей “послы”. Были два суда: “открытый суд”, и  “тайный  суд”.  Члены  назывались”знающие” или посвященные. Духовенство, женщины и дети,  жиды,  язычники  и,вероятно, высшее дворянство  не  подлежали  этому  суду.  Суды  принимали  к сведению все преступления против христианской религии,  евангелия  и  десяти заповедей.     У посвященных был тайный язык, по крайней мере мы можем  это  заключить из начальных букв S.S.S.G.G., найденных в письменах, сохранившихся в архивах в Герфорде, в Вестфалии. Эти письмена поставили в тупик ученых и  некоторые объясняли их значение словами: палка, камень, веревка, трава, страдание.  За обедом члены, говорят, узнавали друг друга  по  тому,  что  обращали  острие своих вилок к центру стола. Страшная смерть  ожидала  вероломного  брата,  и даваемая присяга была так же ужасна, как предписывается  в  высших  степенях франкмасонства. Посвящаемые обещали служить тайному судилищу преимущественно пред всем, что освещалось солнцем, или орошалось дождем, или находилось между  небом  и землей, не сообщать никому приговора, произносимого против него, и доносить, если окажется необходимо, на родителей и родственников. Одна формула присяги, заключающаяся в дортмундских  архивах  и  которую кандидаты должны были произносить на коленях, с непокрытой головой и положив указательный и средний пальцы правой руки на меч  председателя,  состояла  в следующем: “Клянусь в вечной преданности тайному судилищу, клянусь  защищать его от самого себя, от воды, солнца, луны, звезд,  древесных  листьев,  всех живых существ, поддерживать его приговоры и способствовать приведению  их  в исполнение. Обещаю сверх того, что  ни  мучения,  ни  деньги,  ни  родители,ничто, созданное Богом, не сделает меня клятвопреступником”.     Первое действие  процедуры  Фема  –  это  обвинение,  делаемое  Вольным Заседателем. Названное лицо должно было явиться, если не  посвященное,  пред открытым судом, и горе непослушному! Обвиненный,  принадлежавший  к  ордену,был тотчас осуждаем, а дела непосвященных передавались  в  тайное  судилище.Вызов писали на пергаменте, к которому прикладывали, по крайней  мере,  семь печатей, шесть недель и три дня давались по  первому  вызову,  шесть  недель по-второму, шесть недель и три дня по третьему. Когда место и пребывание обвиняемого не было известно,  вызов  выставляли на перекрестке его предполагаемого местопребывания  или  у  подножия  статуи какого-нибудь святого, или приклеивали к  кружке  для  бедных,  недалеко  от распятия или какой-нибудь смиренной часовни.  Если  обвиняемый  был  рыцарь, живший в укрепленном замке, заседатели должны были  прокрасться  ночью,  под каким бы то ни было предлогом, в самую тайную  комнату  здания  и  исполнить возложенное на них поручение. Но иногда считали достаточным прибить вызов  и монету, всегда сопровождавшую его, к воротам, сообщить  стражу  о  том,  что вызов  был  оставлен,  и  отрубить  три  кусочка   от   ворот,   чтобы   это доказательство отнести фрейграфу.     Если  обвиняемый  не  являлся  на  вызов,  его  приговаривали   заочным решением, сообразно законам, изложенным в “Саксонском  Зерцале”.  Обвинитель должен был выставить семь свидетелей, не того факта, который он  приводил  в обвинение   отсутствующего,   но   чтобы   засвидетельствовать   правдивость обвинителя,  тогда  обвинение  считалось  доказанным,   имперский   приговор произносился против обвиняемого и быстро приводился в исполнение.     Приговор состоял в изгнании, разжаловании  и  смерти.  Шея  осужденного приговаривалась к веревке, его тело на съедение птицам и хищным зверям,  его имущество объявлялось конфискованным, жена вдовою, а дети сиротами.  Он  был объявлен наказуемым Фемом, и трое посвященных, встретившиеся с  ним,  могли, даже должны были являться в суд,  где  председательствовал  фрейграф,  перед которым на столе лежали обнаженный меч и ивовая веревка. Обвиняемый, как и обвинитель, мог привести в свидетели тридцать человек друзей  и  вместо  себя  прислать  своих  поверенных,  а  также  имел  право апеллировать  к   генеральному   капитулу   тайного   замкнутого   трибунала императорской палаты, всегда заседавшему  в  Дортмунде.  Когда  окончательно приговаривали к смертной казни, виновного вешали немедленно.     Осужденные заочно и преследуемые сотнями тысяч человек вообще не  знали этого обстоятельства. Каждое сведение, доставляемое им  об  этом,  считалось государственной изменой и наказывалось смертью, один император был  избавлен от тайны, только лишь намек на то, что “Хороший хлеб может но есть  в  другом месте”, делал говорившего подлежащим смерти за  то,  что  выдал  тайну.  Все посвященные были обязаны способствовать  выполнению  приговора  даже  против своих родителей. Нож был втыкаем в то дерево, на  котором  вешали  человека,чтобы показать, что он понес смерть от руки священного судилища. Если жертва сопротивлялась, ее убивали кинжалом, но убийца оставлял свое оружие в ранке,в знак того же сведения.     Эти тайные судилища внушали такой ужас, что вызова к суду вестфальского вольного графа боялись более, чем императорского. В 1470  году  три  вольных графа послали вызов императору явиться пред ними, угрожая ему  обыкновенными последствиями за неявку в суд, император не явился, но вынес оскорбление.     Принятие  недостойных  лиц  и  злоупотребление  правом  вызова  в   суд приводили к упадку учреждение, которое в свое время заглаживало общественную несправедливость. Руперт преобразовал судилище, а Аренсбергская реформация и Оснабрюкские поставочные ограничили власть Фемов. Все-таки они  существовали и  формально  никогда  не  были  уничтожены.  Но  превосходные   гражданские учреждения Максимилиана и Карла V,  упадок  бурного  и  анархического  духа, введение римских законов, распространение протестантской религии –  все  это вместе внушало людям отвращение  к  тому,  что  теперь  казалось  варварским судопроизводством. Некоторые суды  были  уничтожены,  и  им  воспретили  все решительные действия. Но  призрак  их  все-таки  существовал,  и  только  когда   французское законодательство в 1811 году уничтожило последний вольный  суд  в  Мюнстере, можно сказать, что они перестали существовать. Но  еще  долгое  время  после того в этой местности каждый год тайно собирались  потомки  древних  вольных судей.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*