“Великие” масоны Германии

К масонским ложам  Германии  принадлежали  многие  великие  люди  XVIIIвека, – между ними Гете, Лессинг, Гердер. Они, конечно, держались в стороне от той мистико-шарлатанской шумихи,  которую  подняли  большинство  немецких лож, они стояли далеко и от их работ,  и,  кроме  Гете,  редко  посещали  их заседания. К масонству их  привлекали  те  просветительские  и  гуманитарные идеалы, которые в принципе признавались основателями масонства,  и,  защищая эти идеалы в своих произведениях, они видели в них чисто масонские  понятия,на что прямо указывали. Лессинг, например, в своих “Масонских беседах” доказывает, что сущность масонства заключается не в “обрядах, знаках, рисунках и словах”, даже  не  в делах благотворения, а в воспитании людей согласно  с  идеалами  гуманности. Масонство в  глазах  Лессинга  –  не  историческое,  а  отвлеченно-идеальное понятие, оно существовало всюду, где люди  были  проникнуты  чувством  любви друг к другу и уважения к великим началам свободы и общественности.  В  этом смысле  Лессинг  утверждает,-что  “можно   исполнять   высокие   обязанности масонства, не называясь масоном”.     Что касается Гете, то он не  удовлетворялся  только  представлением  об отвлеченном от действительности типе идеального масонства, а  хотел  оказать реальное влияние на немецкое масонство. Он хотел быть масоном не только  внемасонских лож, но и внутри их. Принятый в 1770 году в  число  масонов,  Гете оставался им до своей смерти и в противоположность Лессингу и Гердеру  очень часто посещал заседания масонских лож, однако и он держался в стороне от тех лож, которые приняли систему высших ступеней.  Поэтому-то  практически  Гете принял наибольшее участие в масонстве только в  более  позднее  время  своей жизни,  когда  среди  масонов  появилось  стремление  упростить   ритуал   и организацию лож и оздоровить их деятельность. В его  глазах  масонство  было союзом чистейшего братства, в котором все члены равны, и в то же  время  для развития  общественности  “в  том  смысле,  что  оно   призывает   людей   к объединенной деятельности, направляя мысль отдельных людей  сначала  на  них самих, а потом и на целое”. В натуре Гете была склонность  к  таинственности  и  к  символике  (она отразилась и в его двух  самых  замечательных  произведениях  –  “Вильгельме Мейстере” и “Фаусте”) и поэтому Гете довольно мягко  отнесся  к  мистическим крайностям немецкого масонства. Он в конце своей жизни стал мечтать о том времени, когда масонский союз охватит весь, человеческий род, и все люди сольются в общей работе на  благо человечества. Были отдельные ложи, которые не подчинялись общему духу и  старались  в чистоте  сохранить  первоначальные  принципы  масонства.   К   таким   ложам принадлежала франкфуртская ложа  “Единение”,  которая  ставила  своей  целью способствовать братскому единению разумных людей на началах  нравственности,была чужда всякого властолюбия и не допускала в свою среду никаких искателей приключений и шарлатанов. Такого же характера была и ложа в  Вецларе.  После Вильгельмсбадского конгресса (1783 г.) обе эти  ложи  согласились  выпустить окружное послание ко всем германским ложам, в которых они, указывая  на  то,что дух деспотизма, корыстолюбия  и  сумасбродной  мечтательности  проник  в среду масонов, призвали всех желающих вступить в основываемый ими на началах братства, свободы  и  терпимости  новый  масонский  союз,  они  назвали  его”электрическим”, потому что он должен был подражать электрическим  философам древности и “не привязывая себя ни к какой отдельной системе, брать изо всех лучшее и наиболее убедительное”.     Инициатором этого союза  был  асессор  императорского  каммергерихта  в Вецларе Дитфурт, который и на Вильгельмсбадском конгрессе требовал  реформы масонства в духе простоты  и  равенства.  “Электрический  союз”  имел  очень большой успех. Уже в 1789 году, через шесть лет после его основания,  в  нем насчитывалось 30 лож. По в скором времени он сам изменил провозглашенному им принципу независимости и равенства всех  лож.  В  1788  году  он  подчинился Великой Ложе Англии, признав себя ее  провинциальным  отделением  и  дав  ей право утверждать избранного союзом гроссмейстера.     Это вызвало  раздоры  в  среде  “Электрического  союза”.  Готская  ложа “Компас”  признала,  что  подчинением  Англии  нарушены  основные   принципы “Союза”. Она вышла из него (1790 г.)  и  пригласила  всех  согласных  с  нею основать  новую  масонскую  организацию  под  названием  “Национальной  Ложи Германии” на началах полной независимости.     Но “Национальная Ложа” не имела большого успеха. К ней примкнуло только 13 лож, и после смерти Боде (1793 г.) организованный им союз распался.     “Электрический  союз”  продолжал  еще  существовать  в  течение  первых десятилетий XIX века. Но уже после революции и последовавших за нею войн,  -времени, которое вообще было неблагополучно для  масонских  организаций,  он постепенно стал угасать.     Наряду  с  Франкфуртом  попытка  оздоровить  немецкое  масонство   была предпринята и в Гамбурге. Она исходила от известного  в  тогдашней  Германии актера, друга Боде, Фридриха Людвига Шредера. Став во главе гамбургской ложи, Шредер ревностно принялся  за  реформы.Он хотел упростить сложный  ритуал  масонских  лож,  уничтожить  шотландские ложи, и вообще приблизить его к тому виду, какой оно имело в  момент  своего зарождения в Англии. “Книга Конституций” Андерсена  для  него  была  главным первоисточником масонства. Чтобы  рассеять  мистический  туман,  окутывавший происхождение масонства, он учредил в 1802 году “Тесный исторический  союз”,одной из ближайших целей которого было доказать, что все высоте шотландские, розенкрейцерские и  др.  степени  –  ничто  иное,  как  выдумка  позднейшего времени, не имеющая никаких корней в истории масонства.     Идеи Шредера находили себе сочувствие среди  очень  многих  масонов,  и разработанный ими в 1800 году упрощенный ритуал был принят довольно  большим числом масонских лож. Некоторые ложи  даже  прямо  подчинились  гамбургской, признали  себя  ее  дочерями.  В  1811  году  эта  ложа  провозгласила  себя независимой от Англии и стала называться Великой Ложей. Шредер умер  в  1816 году, последние годы жизни он был гроссмейстером этой ложи.     Несмотря на все реформаторские стремления, возникшие в среде  масонства в конце века, оно, в большинстве случаев, в массе  своих  членов  оставалось верно тому духу средневекового обскурантизма и той нетерпимости, которой оно отличалось в XVIII веке. На его чахлой почве не расцвело тех цветов, которыенадеялись увидеть здесь великие мыслители XVIII века. Прусское правительство Фридриха Вильгельма III, испуганное теми одиноко прозвучавшими в конце  века голосами в защиту терпимости, свободы мысли и гуманности, запретило (эдиктом 20 октября 1798 года) все масонские  ложи,  кроме  тех,  которые  входили  в состав трех великих лож Берлина, и поставило работу даже и в этих ложах  под строгий надзор правительства, – но это  была  совершенно  напрасная  боязнь,немецкое масонство не угрожало прусской государственности и в тех  передовых движениях, которые возникали в это время и позднее в Германии, было  повинно не оно.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*