“Слава” Герострата

Glory-Herostratus

Артемида вечно бродит вдали от Олимпа: она заботится о стадах, о диких  зверях, помогает пастухам и охотникам. Именно ей был посвящен самый  величественный храм древности, который вошел в число семи чудес света. Его  воздвигли в Малой Азии, в Эфесе. Рассказывали, что сама богиня помогала  архитектору и мастерам, работавшим в общей сложности 120 лет. К. 450 году до  нашей эры храм, наконец, был завершен и вызвал всеобщее восхищение своей  красотой, легкостью и изяществом. Он простоял около сотни лет – до того самого  дня, который принес всемирную славу двум весьма непохожим людям. Один из них,  царь Александр Македонский, в тот день родился. Другой – ничем не примечательный  житель Эфеса Герострат – решил увековечить свое имя в памяти потомков и поджег  знаменитый памятник – гордость малоазийских греков. И, надо сказать, столь  чудовищный способ вполне оправдал надежды безумного честолюбца. В эллинских  государствах было принято специальное постановление о том, чтобы предать имя  Герострата забвению. Писателям запретили упоминать о нем даже в рассказе о  пожаре в храме Артемиды. И все-таки имя пережило века. “Геростратова слава” –  так и поныне называют позорную известность тех, кто запятнал себя преступлением  или недостойным деянием. Ловкая, сильная, мужественная Артемида хозяйничает в лесах и горах, и нет  спасения от ее звенящих, не знающих промаха стрел. Она же нежно ухаживает за  детенышами диких животных, ревниво оберегает священные рощи, куда запрещено  вторгаться смертным, девственные луга и поля. Сердце ее холодно, и ей незнакомы  любовные томления. Но горе тому, кто посмеет посягнуть на ее непорочность, даже  кинуть взор на ее прекрасное тело. Единственный человек, которому довелось  увидеть ее обнаженной, – охотник Актеон – был превращен ею в оленя, которого  растерзали его собственные собаки. Правда, есть версия, что гнев богини был  вызван иным обстоятельством: Актеон будто бы хвастался, что он более искусный  охотник, чем Артемида. Разумеется, этого богиня стерпеть не могла. Вообще олимпийцы страшно беспокоились за свой авторитет, и высшей  дерзостью считалось, если кто-нибудь из людей хоть в чем-то посмеет сравнить  себя с ними. Подобные попытки пресекались решительно и жестоко. Переубеждать,  доказывать, спорить – этого боги не умели, да и просто не считали нужным. Какие  дискуссии, когда в руках безграничная власть и столь же безграничное право  использовать ее? Гордилась своим потомством фиванская царица Ниоба: ни у одной женщины не  было более прекрасных детей. Но царица посмела бросить вызов богине Латоне: что  такое ее близнецы – Аполлон и Артемида – по сравнению с семью сыновьями и семью  дочерьми Ниобы?! И расплата последовала мгновенно. Бог света и богиня охоты  убедительно доказали свое превосходство: они хладнокровно перестреляли из луков  беззащитных детей, а несчастная мать окаменела от горя, склонившись над телом  последней дочери. Такой изобразил ее известный скульптор IV века до нашей эры  Пракситель, на статую которого была сочинена эпиграмма: В камень живую меня обратили враждебные боги, Снова из камня живой сделал Пракситель меня. А Овидий рассказывал, что близ Трои, куда буря перенесла окаменевшую  царицу, стоит неподвижная скала, принявшая облик женщины. Давно уже покинула ее  жизнь, но слезы не иссякли до сих пор и текут из пустых глазниц по белоснежному  мрамору. Таким и остался образ Ниобы в сознании людей- памятник скорби и печали.  А может быть, напоминание о бессердечии богов? И как знать, не сводил ли каких-нибудь счетов с суровой богиней отчаянный  Герострат, вымещавший столь нелепым способом свою обиду или злость на храме,  воздвигнутом в ее честь? История, во всяком случае, дала немало примеров того,  как изничтожались произведения искусства, единственным, но вполне достаточным  пороком которых являлось то, что они были связаны с ненавистными именами и  воспоминаниями. Потом проходили годы, века, и новые поколения спокойнее  относились к прошлому, нередко переоценивали деятельность тех, кого прежде  безоговорочно осуждали, и все становилось на свое место – то самое место, о  котором заботится беспристрастная история.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*