Поиски и интронизация Далай-ламы XIV

Разгромив заговор Луншара, регент, лончэн, Кашаг и главы трех «великих монастырей» обратились к решению важнейшей задачи — следовало отыскать нового Далай-ламу. Регент монастыря Радэн в эти годы постепенно укреплял свою власть. Ему нужен был кандидат в Далай-ламы, семья которого не имела бы связей среди лхасских аристократов. Монастырь Радэн находился на северо-востоке области уй вблизи Амдо и принимал на «стажировку» амдоских монахов. Регент, как мы увидим ниже, практически определил направление и место поисков нового Далай-ламы: северо-восток, область Амдо. В 1937 г. в Амдо направилась полномочная розыскная делегация монахов, в которую заранее включили переводчика с амдоского диалекта [Богословский, 2002, с. 93]. Делегация установила, что мальчик по имени Лхамо Дондуб из семьи крестьян в местности Такцер в районе монастыря Кумбум около оз. Кукунор по всем признакам является «перерожденцем» умершего Далай-ламы.
Лхамо Дондуб родился 6 июня 1935 г. Сам Далай-лама XIV так рассказывал о процедуре поисков:
«Вначале Национальная ассамблея назначила регента, который должен был управлять страной, пока новый воплощенец не будет найден и не повзрослеет. Затем, в согласии с древними обычаями и традициями, в качестве первого шага к нахождению места, где должно было появиться новое воплощение, на консультации были призваны государственные оракулы и ученые ламы. К северо-востоку от Лхасы были замечены любопытные формы облаков. И люди вспомнили, что после смерти Далай-ламы его тело, помещенное на троне в Норбулинке, летнем дворце Далай-лам в Лхасе, было повернуто к югу, но через несколько дней заметили, что лицо его повернулось к востоку. Кроме того, на деревянном столбе с северо-восточной стороны храма, где находилось тело, вдруг появился громадный гриб в форме звезды. Все эти и другие знаки указывали направление, в котором следовало искать нового Далай-ламу. Затем в 1935 г., в год воды-свиньи, регент отправился на священное озеро Лхамолацо, в Чойхоргьеле, около 90 миль на юго-восток от Лхасы. Тибетцы верят, что в водах этого озера могут явиться видения о будущем. Таких священных озер в Тибете много, но Лхамолацо наиболее известно. Иногда, как говорят, видения появляются в форме букв, иногда как картины мест и будущих событий. Несколько дней было проведено в молитвах и медитации, затем регент узрел три тибетские буквы: А, Ка и Ма18. И еще — монастырь с нефритово-зелеными и золотыми крышами, а также дом с лазурной плиткой. Подробное описание этих видений было записано и держалось в строгом секрете. В следующем году высшие ламы и высокопоставленные лица, хранившие тайны этих видений, были посланы во все части Тибета, чтобы найти место, которое регент увидел в водах озера. Те мудрецы, которые были отправлены на восток, прибыли в наш До-кам зимой и увидели зеленые и золотые крыши монастыря Кумбум. А в деревне Такцер они заметили и дом с лазурными плитками на крыше. Начальник группы спросил, есть ли дети в семье, живущей в этом доме. И ему ответили, что там есть мальчик, которому почти два года» [Далай-лама XIV, 2000, с. 18-19]. Дальнейшие события Далай-лама описывал следующим образом: «Люди пришли на ферму моих родителей. Всю ночь играли со мной, внимательно наблюдали за каждым моим движением. Несколько дней спустя они вернулись на ферму с разными предметами. Некоторые из них принадлежали тринадцатому Далай-ламе. И я узнал все эти предметы. Видя впервые каждый из них, я кричал: „Это мое!” И был признан новым Далай-ламой» ([Известия, 09.09.1995, с. 6]; более подробно см. [Далай-лама XIV, 2000, с. 19-26]). Тибетская поисковая партия, обнаружившая кандидата в Далай-ламы, была вынуждена передать губернатору пров. Цинхай большой «выкуп» за возможность увезти мальчика. Сначала тибетцы сказали китайским властям, что они нашли перерожденца настоятеля одного крупного монастыря и немедленно заплатили «выкуп», который потребовали китайцы. Тогда китайцы заподозрили, что найден перерожденец значительно более важного лица, и увеличили размеры выкупа. Тибетцы такой суммы не имели, но деньги были немедленно высланы из Лхасы, «выкуп» выплачен, и тибетская поисковая делегация вместе с мальчиком и его семьей сразу же выехала в Тибет19. Еще во время пути каравана по тибетской земле Национальная ассамблея в Лхасе утвердила выбор нового перерожденца, указав, что поиски проходили в полном соответствии с традицией. Все высшие власти Тибета, представители Китая, Непала и Бутана, глава британской миссии в Лхасе X. Ричардсон и тысячи тибетцев встречали нового Далай-ламу [там же, с. 29]. Дата церемонии возведения на трон «была утверждена регентом в соответствии с советом государственных астрологов и по консультации с Национальной ассамблеей. Были посланы пригласительные телеграммы правительствам Китая, британскому правительству Индии, королю Непала и махараджам Бутана и Сиккима, в которых им сообщалась дата возведения на трон» [там же, с. 30]. 22 февраля 1940 г. во дворце Потала состоялась официальная церемония интронизации Далай-ламы XIV Тэнцзин Гьяцо [Уа Наnhzang, 1993, р. 408].

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть IV. Тибет в 1913-1949 гг.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*