Среднее полное общее образование в Латвии включает в себя следующие основные ступени: базовое образование длительностью 9 лет, первая ступень общего среднего образования; заключительный цикл среднего образования длительностью 3 года, осуществляемый в гимназии Получение полного среднего образования происходит, начиная с 10 класса, в профильно-ориентированных классах естественнонаучного, математического и гуманитарного направлений. Выпускники, успешно завершившие обучение и прошедшие государственную аттестацию, получают Аттестат о полном среднем образовании (Atestats par Visparejo Videjo Izglitibu), который открывает доступ для поступления в высшие учебные заведения. Базовое профессиональное образование (10-11 классы) может быть получено в базовых профессиональных школах и завершается получением свидетельства о базовом профессиональном образовании (Aplieciba par profesiionalo pamatlzglitibu).
Полное среднее профессиональное образование в Латвии, продолжительность обучения в котором 4 года, реализуется в средних профессиональных школах и профессиональных гимназиях. При обучении в этих учебных заведениях, после получения базового образования, учащиеся, наряду с освоением профессии, получают и среднее (полное) общее образование. Выпускники этих учебных заведений получают диплом о полном среднем профессиональном образовании (Diploms par profesionalo videjo izglitibu), который открывает доступ в университеты. Доступ в высшие учебные заведения Латвии открыт для всех обладателей свидетельств о получении среднего полного образования. Однако сами вузы определяют требования приема в зависимости от количества поданных заявлений. Это могут быть вступительные экзамены по одному профильному или нескольким предметам (но не больше 4-х), конкурс аттестатов с акцентом на профилирующие дисциплины или интервью. Абитуриенты, не прошедшие конкурсные испытания для поступления на места, финансируемые государствам, могут быть приняты на контрактной основе. В стране завершается процесс введения централизованных государственных экзаменов за среднюю школу. С 2003 года вводится система зачета результатов этих экзаменов при зачислении в вузы страны вместо проведения вступительных испытаний.
В Латвии существует два вида высшего образования. Закон «Об образовании», принятый в 1991 году, установил различие между академическими и профессиональными образовательными программами, а принятые в декабре 2000 года дополнения к Закону «О высших учебных заведениях» установили также различие между высшими учебными заведениями университетского типа и неуниверситетского типа. Последние могут реализовывать только профессиональные программы подготовки, тогда как первые могут предлагать как академические, так и профессиональные программы
Программы академического высшего образование в Латвии (5 уровень ISCED) основаны на изучении фундаментальных и/или прикладных наук; обычно требуется написание и зашита выпускной работы при завершении каждой из ступеней, ведущих к присвоению степеней Бакалавра (Bakalaurs) и Магистра (Magistrs).
Степень Бакалавра присуждается после завершения первой ступени университетского образования. Продолжительность программ 3-4 года или 120-160 латвийских кредитных/зачетных единиц (180-240 ECTS единиц).
Степень Магистра присуждается по окончании второй ступени академического высшего образования. Программы обучения могут быть рассчитаны на 1-2 года подготовки, т.е. 40-80 латвийских зачетных единиц (60-120 ECTS единиц), причем общая продолжительность обучения должна быть не менее 5 лет (200 латвийских зачетных единиц). В медицине и стоматологии (6 и 5 лет обучения соответственно) степени бакалавра и магистра не предусмотрены, однако присуждаемые дипломы считаются равными степени магистра.
Степень Магистра (или ее эквивалент) требуется для приема на программы, ведущие к присвоению степени Доктора (Doktors), которая в международном контексте признается как степень Ph.D. Программы предусматривают 3-4 года подготовки, в течение которых необходимо провести самостоятельное научное исследование, сдать необходимые экзамены, опубликоваться в научных журналах международного уровня и защитить подготовленную работу.
В Латвии существует несколько типов учебных программ высшего профессионального образования.
Профессиональные программы высшего образования первого уровня (программы колледжей) рассчитаны на 2 года обучения (80 учебных единиц) после получения полного среднего образования. Данные программы направлены на подготовку специалистов среднего уровня (4 уровень профессиональных квалификаций) по широкому кругу специальностей и завершаются присуждением Диплома первого уровня высшего профессионального образования.
Полученные на данном уровне зачетные единицы учитываются при продолжении образования на втором уровне профессионального высшего образования, ведущем к получению диплома пятого уровня профессиональных квалификаций.
Профессиональные программы высшего образование в Латвии второго уровня рассчитаны, по крайней мере, на 4 года обучения (160 учебных единиц) после получения полного среднего образования. Данные программы рассматриваются как завершающие профессиональное высшее образование и ведут к получению Диплома второго уровня высшего профессионального образования.
В декабре 2000 года в Закон «О высших учебных заведениях» были внесены поправки, согласно которым стало возможным присуждать профессиональную степень бакалавра, если общая продолжительность программы составляет не менее 4-х лет (160 латвийских учебных единиц, 240 ECTS единиц) и профессиональную степень магистра, если общая продолжительность программы составляет не менее 5-ти лет, что равно 200 латвийским учебным единицам. Таким образом, длительный процесс реформирования системы образования привел к созданию симметричной системы степеней и квалификаций. Система оценок
В средних учебных заведениях страны используется числовая шкала оценок в диапазоне 0-10.
Высшей является оценка 10 (izcili); 9 - отлично (teicami); 8 -очень хорошо (loti labi); 7 - хорошо (labi); 6- почти хорошо (gandriz labi); 5 - удовлетворительно (viduveji); 4 - почти удовлетворительно (gandriz viduveji); 3-1 - неудовлетворительно (neapmieriinisi). Оценка 4 является проходной, 1 низшей.
Все высшие учебные заведения Латвии используют также 10-ти балльную систему оценок: 4 является проходной оценкой, 8 высшей «нормальной» оценкой, оценки 9-10 присуждаются только за особо выдающиеся успехи в учебе, за выполнение дополнительных, трудных заданий на экзаменах. Отдельные вузы используют 5—6 как проходные оценки, а 9-10 как нормальные высшие оценки.

КАК «ХОДИЛИ» КАМЕННЫЕ ИСТУКАНЫ  Остров Пасхи давно считается одним из самых загадочных мест на Земле. Кто был прототипом огромных каменных истуканов со странными вытянутыми лицами? Как могли островит...

Легенда о «Летучем Голландце» широко известна. Она уже давно и многократно отражена в литературе, поэзии, музыке, живописи, кинематографе. Но это для людей сухопутных «Летучий Голландец» – занимательн...

Итальянскими археологами был найден древнеегипетский архив жрецов, который может пролить свет на жизнь древнего Египта и их религиозные обычаи и обряды. Что удивительно, это первый полный источник, в ...

Еще статьи из:: Тайны мира Мировая история Бизнес идеи